ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Белоруссия – Китай: выбор нового союзника

Около 30 документов о развитии белорусско-китайского сотрудничества в различных сферах было подписано в ходе официального визита в Китай президента Белоруссии Александра Лукашенко. Подписанные контракты составили сумму в 1,5 млрд долларов. Белорусский президент предложил даже выработать новую «дорожную карту» белорусско-китайского сотрудничества.

Накануне визита в Поднебесную глава белорусского государства дал интервью информационному агентству «Синьхуа», в котором заявил, что Беларусь и Китай полны решимости наращивать отношения по всем направлениям. И события последних дней и лет подтверждают слова белорусского лидера.

Уже сегодня Китай реализует в Беларуси 20 проектов стоимостью в 5,5 млрд долларов. По словам Лукашенко, китайские инвестиции огромны и сопоставимы только с российскими. «Мы когда-то мечтали о том, чтобы достичь товарооборота в 500 млн долларов между двумя государствами. Сегодня мы уже вертимся возле цифры 3 млрд долларов. Это огромный прогресс», – говорит президент Беларуси.

Главным проектом двух стран является создание Китайско-белорусского индустриального парка. Это особая экономическая зона, созданная согласно межправительственному соглашению между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь, подписанному в 2010 году. Индустриальный парк создается на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта «Минск». Парк займет около 8 тыс. га территории, где будет построено несколько высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств. В парке на 50 лет вводится специальный правовой режим. Для его развития создано совместное белорусско-китайское предприятие, доля Беларуси – 40%, Китая – 60%.

Срок реализации проекта – 30 лет, ориентировочная стоимость – порядка 30 млрд долларов, число работающих – 600 тысяч человек. Парк имеет самые крупные налоговые льготы в стране. В апреле 2013 года в китайских городах Харбине и Гуанчжоу прошла презентация технопарка, а в ходе визита белорусского президента в Пекин были подписаны соглашения о сотрудничестве с провинцией Гуандун в развитии Китайско-белорусского индустриального парка и о создании субпарка города Харбин.

Белорусская сторона связывает с этим проектом большие надежды. «С момента его реализации в полном объеме страна в год будет получать дополнительно до 50 млрд долларов экспорта. Это увеличит нашу финансовую стабильность. Это самый больной вопрос на сегодняшний день для нашей страны. Этот проект снимает эту проблему», – отметил Александр Лукашенко.

Белорусский президент отметил, что с китайской стороной решены все организационные вопросы и сейчас стороны приступают к строительству конкретных предприятий, научно-технических центров по разработке и производству высокотехнологичного товара.

«Если Китайская Народная Республика позиционирует себя сегодня уже как империя, в хорошем смысле слова, если это ведущее государство – без Европы, без этого центра она развиваться не может. Я полагаю, что Китайская Народная Республика выбрала Беларусь. Это тоже о многом говорит. И мы гордимся этим. Беларусь находится в центре Европы. Здесь отличная логистика на высокотехнологичные и оплачиваемые рынки», – отметил он.

«Я всегда говорил, что за Китаем будущее. Китай – это страна, которая движется очень масштабно, очень интенсивно развивает свою экономику, и мы на пороге переформатизации всех отношений и переустройства всего международного климата на нашей планете. И виной тому Китайская Народная Республика. Это ведущая держава мира, и сегодня, вы знаете, если надо «измерить температуру» на планете, то это уже не в Вашингтоне, не в Брюсселе и не в других государствах. Это уже в Пекине», – утверждает белорусский президент.

Такие слова белорусского президента не случайны, страна нуждается в сильном политическом и экономическом союзнике, и Китай, похоже, готов стать таковым. А для китайской стороны Беларусь вполне может стать удобной площадкой, дополнительным трамплином для проникновения на рынки Евросоюза и СНГ.

Это вызывает некоторую озабоченность, в частности, и потому, что российско-белорусские отношения в рамках Союзного государства уже давно переживают не лучшие времена. Предложения об экономическом сотрудничестве и предоставлении российских кредитов в обмен на приватизацию ведущих белорусских предприятий не находят понимания белорусского руководства.

Китай идет другим путем, инвестируя в белорусскую экономику. Поэтому, видимо, белорусский президент предложил «выработать на перспективу новую программу – «дорожную карту»». В ответ глава КНР Си Цзиньпинь заявил, что отношения Китая и Беларуси вышли на беспрецедентно высокий уровень: «Наши отношения неуклонно развиваются, преодолевая ступени одну за другой. В настоящий момент они фактически вышли на беспрецедентно высокий уровень. Наступил новый этап стремительного развития двусторонних отношений».

В подписанной сторонами совместной декларации было заявлено о решении установить отношения всестороннего стратегического партнерства и готовности продолжать укрепление политического взаимодоверия.

Белорусская сторона вновь подтвердила свою приверженность политике «одного Китая» и признает, что правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемой частью территории Китая. В свою очередь китайская сторона подтвердила, что с пониманием и уважением относится к независимой внутренней и внешней политике, проводимой Республикой Беларусь, и выбранному страной пути развития, поддерживает усилия Беларуси, направленные на защиту государственной независимости, суверенитета и выступает против внешнего вмешательства во внутренние дела Беларуси под каким бы то ни было предлогом.

Среди экономических договоренностей, достигнутых в Пекине белорусской стороной, также можно выделить кредитное соглашение о предоставлении льготного кредита для реализации проекта «Строительство АЭС в Республике Беларусь. Выдача мощности и связь с энергосистемой», а также соглашение между министерством промышленности Беларуси и корпорацией Zhejiang Geely Holding Group об организации серийного производства в Белоруссии легковых автомобилей.

 

Сергей Тюрин,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version