ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Что сулит новый бюджет регионам

Проект бюджета на 2014–2016 годы, который в настоящее время разрабатывается в правительстве, вызывает серьезную тревогу в регионах. В минувшие годы на региональный уровень были переданы многие социальные функции, которыми ранее занимался центр, но без соответствующего финансового обеспечения. В связи с этим регионы указывают на необходимость изменения федеральных отношений.

Проблема перераспределения экономических функций между центром и регионами обсуждалась на недавнем заседании «Меркурий-клуба» под председательством академика РАН Евгения Примакова. Открывая дискуссию, он отметил, что от оптимизации отношений между федеральным центром и субъектами Федерации зависит территориальная целостность нашего государства, по сути, его существование.

В частности, есть насущная потребность в перенесении центра тяжести в экономической политике на регионы, иными словами, необходимость децентрализации экономики. Достаточно остро стоит вопрос о реиндустриализации, развитии аграрно-промышленного комплекса, об изменении структуры нашей экономики. Но на этом пути надо не растерять политические, экономические, административные функции центра, скрепляющие страну в единое целое.

В ходе дискуссии перед участниками заседания выступил первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, который обратил внимание на финансовое положение регионов. В настоящий момент бюджеты 72 субъектов федерации являются дефицитными и дотационными. По состоянию на 1 января 2013 года величина государственного долга субъектов федерации достигла 1,36 трлн рублей, что составляет 26% доходов региональных бюджетов. При этом в двух десятках регионов данный показатель превышает 50%, а в отдельных достигает 75%. Александр Торшин привел оценки экспертов, согласно которым до 60% регионов не в состоянии расплатиться с долгами. При этом в прошлом году уже производилась реструктуризация бюджетных кредитов для 36 регионов.

По мнению первого зампреда верхней палаты, это связано в том числе и с проведением политики перераспределения полномочий. Получая новые задачи, неподкрепленные достаточным финансированием, российские регионы будут просто вынуждены брать в долг.

«Сейчас в Российской Федерации действует принцип, когда передача полномочий и функций может осуществляться только с передачей необходимых ресурсов для их выполнения. Но регионы часто выражают недовольство тем, что передаваемых средств недостаточно для выполнения новых функций. В ряде случаев это недовольство оказывается вполне оправданным, и решать эту проблему надо общими усилиями», – подчеркнул он.

Однако долги надо обслуживать, а для этого нужны средства. Судя по нашей экономической погоде, из федерального бюджета будет меньше субсидий и дотаций, предположил Александр Торшин. Банковская система могла бы при такой востребованности сыграть свою роль, но известна процентная ставка, под которую наши банки дают кредиты.

Заместитель председателя Совета Федерации обратил внимание на то, что региональные бюджеты можно было бы пополнить, переведя в них штаб-квартиры крупных госкомпаний и госкорпораций. Другой путь – укрупнение субъектов Федерации. К этому, конечно, надо подходить очень взвешенно, но работу надо продолжать, считает он.

Говоря о претензиях к законодательству, Александр Торшин отметил, что необходимо принимать закон о государственном стратегическом планировании и в этом законе определить пропорции распределения денег между центром и регионами, так как при «изменении подходов этого соотношения исполнительная власть достаточно вольно себя ведет». По мнению замглавы СФ, «при личном раскладе, конечно, это не очень трудно, но не избежать серьезной дискуссии». Это послужит подспорьем для принятия нового законодательства или хотя бы для корректировки действующего, сказал Александр Торшин.

Анна Соколова,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version