ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Инжиниринг – рычаг повышения эффективности инвестиций

Проблемы повышения эффективности инвестиций были в центре внимания участников совместного заседания комитета ТПП РФ по инвестиционной политике и комиссии по развитию инжиниринга Союза машиностроителей. Оно было посвящено внедрению ЕРС/ЕРСМ-контрактов при реализации проектов строительства промышленных предприятий.

Открывая дискуссию, председатель комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян указал на важность развития инжиниринга в России. При этом он обратил внимание на тот факт, что в стране отсутствует четкое понимание, что является инжинирингом, какие компании могут считаться инжиниринговыми в чистом виде. Он привел мнения некоторых экспертов, которые уверены, что в Гражданском кодексе уже урегулированы все вопросы. Но это не совсем так. «В России даже рыночные отношения не в полной мере можно считать рыночными. Именно поэтому иностранные инвесторы приравнивают Россию к развивающимся рынкам», – подчеркнул он.

Тем не менее, не сложилось единого понимания того, какие элементы должны содержаться в государственных программах, посвященных развитию сферы инжиниринга. Антон Данилов-Данильян в связи с этим указал на важность развития обучающих систем, разработки образовательных программ для профильных образовательных учреждений. «Важно понимать, что кажущиеся различия в определении инжиниринговых работ в разных секторах российской экономики оказываются на самом деле разными сторонами одного целого. Искусственное вычленение каких-то специфик при этом сильно вредит делу», – сказал он. Сейчас Россия находится на старте этого процесса, но конкретных дел пока не заметно. Различные проекты показывают, что в умах еще не сложилось единого подхода к путям развития рынка инжиниринговых услуг.

Важную роль в этом деле может сыграть внедрение стандартных инжиниринговых контрактов при реализации крупных промышленных проектов. Как отметил председатель комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России Владимир Сметана, современный порядок заключения и реализации контрактов при проектировании новых и реконструкции существующих машиностроительных предприятий не является эффективным. В российской практике лидерами в реализации проектов являются строители. Именно они имеют наибольшее влияние при принятии решений.

Дело в том, что именно строители максимально легализованы в рамках саморегулируемых организаций, на их стороне и положение Постановления правительства № 87, которое составлено явно со «строительным уклоном».

Избавиться от диктата строителей можно было бы при использовании стандартных ЕРС/ЕРСМ-контрактов, принятых во всем мире. Строительство завода – это крупный проект, включающий в себя проектирование (engineering), закупку строительных материалов и оборудования (procurement), строительство (construction) и общую координацию (management) работ.

Задача ЕРСМ – оценивать соответствие возможностей подрядчиков и поставщиков потребностям поставленной задачи, а также распределение объемов работ и зон ответственности. Главная особенность технологии управления EPCM в том, что три ключевых процесса – проектирование, закупки, строительство – реализуются практически одновременно, параллельно, в отличие от привычной в нашей стране последовательной технологии, когда сначала выпускается проектно-сметная документация, затем происходит закупка оборудования и материалов и в завершение – строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

По словам Владимира Сметаны, опыт применения этих контрактов успешно реализуется в энергетике, хотя в машиностроении в чистом виде его нет. Он считает необходимым разработку совместного стандарта, который можно будет системно реализовывать.

Однако, признал он, пока трудно найти компанию, которая была бы готова взять проект и реализовать его под конкретные результаты. Ведь по сложившейся практике сегодня у нас одна компания делает технологические расчеты, вторая обеспечивает поставки, третья – запускает производство. Нет ни одной компании, которая могла бы отвечать за реализацию всего проекта. Отсюда все проблемы: замедление темпов роста, снижение показателей эффективности производства, высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, ведущий к высокому уровню затрат.

В качестве рекомендаций участники заседания указали на необходимость регулирования проектной инжиниринговой деятельности в плане внедрения ЕРС/ЕРСМ-контрактов в сфере создания машиностроительных производств.

При этом комиссия по развитию инжиниринга Союза машиностроителей России намерена обратиться в правительство с предложением открыто обсудить проблемы и необходимые действия с экспертным сообществом в рамках мероприятий «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Мария Пластинина,
фото внутри: Юрий Вищик,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version