ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как научиться не брать взятки

В начале этого года было принято постановление правительства «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». В течение двух лет должно быть подготовлено около 800 таких положений. К работе будут подключены как профессиональные сообщества, так и высшие учебные заведения.

С вопроса на эту тему началось интервью корреспондента ИА «ТПП-Информ» с проректором РАНХиГС Александром Сафоновым.

– Александр Львович, как, на Ваш взгляд, должна выстраиваться стратегия взаимодействия вузов и профессиональных сообществ, чтобы новые стандарты полностью соответствовали общественным запросам?

– Стратегия уже выстраивается. Приведу пример: Институт труда и страхования РАНХиГС ведет разработку профессиональных стандартов в области медицины. Это 27 позиций. Естественно, что академия не обладает всеохватывающей компетенцией по данному вопросу, поэтому мы в своей работе опираемся прежде всего на знания профессиональных сообществ. В частности, проектная группа собрала мнения более двухсот медицинских организаций по каждому из 27 профессиональных стандартов. В данный список были включены ведущие медицинские вузы, трудовые коллективы исследовательских организаций, общественные объединения медицинских работников. Из большего массива предложений по включению в конкретный профессиональный стандарт той или иной компетенции отбирались наиболее популярные. Кроме того, все проекты профессиональных стандартов являются доступными на специально созданном интернет-портале www.profstandarts.ru, где их можно посмотреть и «поругать» в случае необходимости. Но работа по обсуждению проектов профстандартов на этом не закончилась. Еще предстоит пройти не один круг обсуждений и жарких дискуссий на круглых столах. Здесь специалисты-медики, преподаватели, методологи по разработке профстандартов должны найти консенсус при понимании содержания профессионального стандарта. И, конечно, разработчики учитывают отечественную и зарубежную практику по данному вопросу.

Этот пример иллюстрирует технологию взаимодействия вуза и профессиональных сообществ. Вуз имеет общие знания о предмете, а профессиональные сообщества знания с «земли». Вот в этом единстве и должны возникнуть современные представления о содержании требований к конкретной профессии.

– В рамках программы Международного инвестиционного форума «Сочи  2013» пройдет панельная дискуссия «Федеральные университеты как локомотив развития территорий». Сегодня высшее образование становится значимым фактором в условиях роста конкуренции за инвестиционную привлекательность регионов. Способны ли федеральные университеты обеспечить востребованными кадрами экономику макрорегионов?  

– Следует напомнить, что Российская Федерация является продолжателем образовательных традиций бывшего СССР. И именно по образовательному цензу населения Россия остается одной из самых привлекательных стран для развития бизнеса, в том числе высокотехнологического. Если бы и иные параметры инвестиционного климата оказались на уровне европейских стран, мы бы давно имели самые высокие показатели экономического развития в мире. Сейчас наступил такой период, когда российские университеты должны выполнить крайне важную задачу по поддержанию интереса международного капитала в российских проектах. Для этого они должны переориентировать профессиональную подготовку студентов прежде всего на технические специальности. Кстати, это не только российская проблема. Не секрет, что даже такая технологически развитая страна, как Германия, испытывает дефицит в инженерных кадрах. Понятно, что такое положение вызывает рост стоимости их услуг, которая существенно превосходит цену труда российских специалистов. Поэтому теоретически мы вполне можем, развивая образовательный кластер под потребности глобального рынка труда, привлечь в Россию иностранные транснациональные компании. Но давайте смотреть правде в глаза: многие направления современной отечественной профессиональной подготовки отстают от международных требований. Причин этому множество. Это и длительный период безразличия государства к размерам заработной платы преподавателей, и низкий уровень требовательности к качеству и структуре профессионального образования. Идет мучительный процесс перестройки, осознания российскими вузами своего места на мировом рынке образовательных услуг. Этот путь не быстрый. Поэтому, на мой взгляд, отечественные вузы смогут выполнить задачу по обеспечению экономики достойными кадрами не раньше чем через 5-6 лет.

– Сегодня большое внимание уделяется оценке эффективности органов государственной власти. В частности, сформулированы KPI для руководителей федеральных министерств и ведомств, глав регионов. Как должна выстраиваться стратегия подготовки профессиональных кадров для государственной службы, образно выражаясь, чтобы чиновники взяток не брали и за державу им было обидно»?

– Ну чтобы взяток не брали, одного качественного образования недостаточно. Для этого должен быть реализован целый комплекс мер (обучение, ротация, достойный уровень оплаты труда, контроль поведения и наказание за коррупцию и т. п.). Что касается профессиональной подготовки чиновников, то она должна подвергнуться тотальной перестройке. Необходимо уйти от «натаскивания» на общие предметы, которые слишком удалены от реальной практики. Что для этого надо сделать? Во-первых, следует ряд направлений профессиональной подготовки перевести в режим постоянного дистанционного обучения. То есть чиновник в удобное время мог бы через Интернет выбрать курс переподготовки, самостоятельно пройти обучение и далее сдать квалификационный экзамен в тестовом режиме. Во-вторых, выделить более продвинутую группу чиновников, в сферу ответственности которых входит принятие решений. А вот для них нужно разработать своеобразную программу привития навыков по разработке стратегического мышления и мышления ответственности перед налогоплательщиками. Кстати, это одна из основных задач по дальнейшей реформе управленческого аппарата в развитых странах. Актуальность этого направления связана с тем, что сегодня эффективность государства оценивается обществом не только по «внутренним» критериям, но и по «внешним». Люди имеют возможность сравнивать социально-экономическую ситуацию в разных странах. Если они разуверятся в способности собственного госуправления решать их проблемы, то первыми их недовольство испытают сами чиновники.

И еще среди чиновников надо воспитывать идеологическую основу, которая включала бы понимание того, что их работодатель – это жители страны. Поэтому думать нужно сначала об интересах граждан, а только потом – о своих. Но, боюсь, что это и станет самым трудным в подготовке профессиональных управленцев.

Записала Ната Марк,
ТПП-Информ 

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version