ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Какую пользу принесут бизнесу налоговые новации

Завершить публикацию материала доктора экономических наук, профессора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Людмилы Дуканич об особенностях налоговых и страховых выплат российских предпринимателей мы хотим на позитивной волне. Поэтому для его завершающей части отобрали только  хорошую информацию.

С 2014 года Минтруд России планирует предельную сумму доходов, сверх которой страховые взносы в ПФР начисляют в размере 10%, поднять на уровень 1 млн рублей в год (в 2013 году – 568 тыс. рублей; в 2014 и 2015 годах планировалось соответственно в размере 632 и 702 тыс. рублей).

Провальные для малого бизнеса решения по повышению ставок страховых взносов заставили власти прорабатывать для индивидуальных предпринимателей идею «налоговых каникул» с полным отказом от всех фискальных платежей сроком на 2 года. Однако в Минтруде идею отмены страховых платежей не поддерживают. Тем не менее и в таком виде введение указанной преференции было бы встречено ИП с радостью. Правда, нет пока ясности с тем, на кого распространится эта преференция: на всех новичков или только работающих на спецрежимах. Хотелось бы также отметить, что льготы «малышам» в виде освобождения от налогов в первые три года работы мы уже «проходили» и от них пришлось отказаться из-за распространенных среди налогоплательщиков злоупотреблений.  По завершении установленного каникулами срока предприниматели ликвидировали свой бизнес и регистрировались заново с правом на данную льготу. Конечно, с тех пор прошло достаточно много времени и качество налогового администрирования существенно повысилось, в том числе за счет информационных технологий, но и налогоплательщики тоже не дремлют. Именно  этот  аргумент  выставил на сегодняшний момент Минфин, блокируя предложение  по предоставлению налоговых каникул. Представляется, что приемлемое для всех сторон решение вопроса по организации администрирования  этой льготы при нынешнем уровне электронной поддержки (в том числе создание общей электронной базы данных) работы налоговых органов и органов госрегистрации бизнеса  может быть найдено.

Сложившееся в последнее время положение с развитием малого и среднего предпринимательства в стране заставило отказаться от решения вопросов пополнения  страховых внебюджетных фондов за счет повышения ставок в среднесрочной перспективе. По заявлению замминистра Сергея Шаталова, общая ставка в размере 30% (для большинства юрлиц) останется на этом уровне и в 2014–2015 годах. В последующие периоды размер ее планируется также оставить прежним. 

Хотелось бы в заключение остановиться на ряде изменений в налоговом администрировании малого бизнеса, которые расцениваются в целом как принятые в интересах налогоплательщиков. Микропредприятиям с марта 2013 года разрешено  не использовать метод двойной записи (приказ Минфина России от 18 декабря 2012 года № 164н). Ранее порядок ведения бухучета (двойная запись, проводки) был единым для всех. На первый взгляд, явное облегчение, поскольку в учете можно обходиться без бухгалтерских проводок. Однако при отказе в бухгалтерском учете от двойной записи, если предприятие вело учет по другому упрощенному способу его ведения (кассовому методу), ему придется, не дожидаясь нового года, перейти на метод начисления. Метод начисления по сравнению с кассовым, как правило, менее выгоден для налогоплательщиков, работающих, в частности, на «упрощенке».

Интересные с позиций интересов налогоплательщиков приняты изменения по ЕНВД. Конечно, это, прежде всего, добровольный режим  перехода на него, установленный в законодательстве с 1 января 2013 года. Эта новация расширяет возможности для малого предпринимательства по выбору наиболее выгодного с позиций уменьшения налоговой нагрузки режима налогообложения для него.

По ЕНВД наконец можно поставить точку в многочисленных спорах между налоговиками и налогоплательщиками относительно квалификации розницы в случае продаж товаров ИП или организациям через торговые сети. Применять указанный режим в отношении сделок с организациями теперь можно смело, не опасаясь возникновения разногласий с налоговиками (информационное письмо президиума ВАС РФ от 05.03.2013 года, № 157). Аргументация ВАС базируется на том, что продавцы не обязаны проверять цель покупки – для личного потребления или с целью перепродажи и т. п. Важно, что выполняется главное условие для применения ЕНВД – реализация товаров через магазины, торговые комплексы, киоски и другие торговые помещения (в общем – торговая сеть). Это один из примеров достаточно кардинального изменения в практике администрирования со стороны налоговых органов.

Налоговые органы на своем сайте объявили, что они не будут оспаривать вопросы, по которым сложилась устойчивая судебная практика. Эта новация однозначно несет положительный эффект для  налогоплательщиков. Ранее налоговые органы защищали свои позиции, не учитывая мнения судей по спорным вопросам, аргументируя это тем, что в России не действует прецедентное право. Это первый шаг в его сторону. Правда, на позицию именно президиума ВАС РФ налоговики ориентировались всегда в первую очередь. Сделает ли ФНС следующий шаг в этом направлении и будет ли она распространять вынесенные решения арбитражными судами, например, в федеральных округах в аналогичных ситуациях? Думается, что пора. Это значительно бы облегчило работу сразу трех участников споров: налоговых органов, арбитражных судов, заваленных работой, и налогоплательщиков.

В заключение следует отметить, что, несмотря на досадные ошибки, несистемность в принятии решений в сфере налогообложения, качество администрирования налоговых отношений в стране все-таки неуклонно меняется к лучшему для налогоплательщиков. Особенно это заметно для тех людей, которые работают с налогами начиная с 90-х годов.

 

Подготовила Ната Марк,

ТПП-Информ

 

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version