ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Минфин: бюджет расти не будет

Свободных денег в российском бюджете нет и не будет – примерно так можно резюмировать сигналы, которые посылает Минфин заинтересованным ведомствам последние две недели. Выступление министра Антона Силуанова на заседании правительства в минувший четверг было безапелляционным, он даже пригрозил «дырами» в бюджете, которые придется покрывать из Резервного фонда, как в кризис 2008–2009 годов. Об этом пишет агентство «Прайм».

В результате правительство РФ в целом одобрило основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которые содержат «бюджетный маневр» от Силуанова: сокращение трансфертов во внебюджетные фонды, в первую очередь в Пенсионный фонд, снижение расходов на госзакупки на 5%, переход к содержанию медицинских учреждений за счет средств ОМС.

Неудивительно, что «нулевое» чтение этого сверхжесткого бюджета сопровождалось жалобами и критикой со стороны как депутатов, так и представителей правительства. В частности, в среду вице-премьер Ольга Голодец раскритиковала проектировки бюджета на 2014–2016 годы, подготовленные Минфином, в которых, по ее словам, не в полной мере учтено финансирование ряда ключевых социальных программ.

Мало того, что прогноз по дефициту бюджета на ближайшие три года был увеличен и Россия уже не выйдет, как планировала, в 2015 году на бездефицитный бюджет. Глава Минфина еще и не исключает возможности использования Резервного фонда для покрытия дефицита в 2014–2016 годах.

«Закладывая сегодня в основу бюджета излишне оптимистичные прогнозы, мы рискуем столкнуться с ростом дефицита и необходимостью его покрытия из Резервного фонда. Мы снижаем наш план по пополнению подушки безопасности», – сказал Силуанов. Он пояснил, что в основу бюджетных проектировок лег инновационный, а не консервативный вариант развития экономики РФ.

Минфин не только не надеется на прогноз Минэкономразвития, но и ставит под сомнение всю программу приватизации на эти годы, точнее сомневается, что бюджет получит от ее реализации что-то существенное. Так, по расчетам министерства финансов, есть риск не получить в федеральный бюджет от приватизации в 2014–2016 годах 887 млрд рублей из закладываемых в него 925 млрд рублей.

Хуже того, впервые в новейшей истории России министр финансов усомнился в том, что бюджет будет исполнен. Он заявил, что уже в этом году госказна может недополучить до 1 трлн рублей доходов. «У нас пока нет и оптимизма по поводу исполнения бюджета в текущем году. По оценке ФНС и ФТС, недопоступление доходов может составить в этом году, я назову цифру страшную, до триллиона рублей», – сказал Силуанов.

Покрывать эту немаленькую «дыру» Минфин будет за счет нефтегазовых доходов, а значит Резервный фонд пополняться не будет. Более того, возможно, придется «распечатывать» эту кубышку: по итогам текущего года планировалось пополнить фонд всего на 539,3 млрд рублей, чего явно недостаточно для компенсации выпадающих доходов.

«Нужно четко осознавать складывающуюся сегодня ситуацию, которая заключается в следующем: в текущем году нам не удастся скорректировать бюджет в сторону увеличения», – подчеркнул министр.

Впрочем, ряд экспертов считает, что Силуанов слегка сгустил краски. «Понятно, что, скорее всего, оценка Минфина слегка пессимистична и ситуация будет лучше. Но риски существуют: дальнейшее снижение цен на нефть и более серьезное замедление экономики во втором полугодии», – сказал агентству «Прайм» главный экономист по России «ВТБ Капитала» Максим Орешкин.

«Бюджетный маневр» от Силуанова предусматривает экономию средств на уровне почти 3 трлн рублей. Основная новация этого года – сокращение трансфертов во внебюджетные фонды, в первую очередь в Пенсионный фонд. За три года экономия по всем фондам составит почти 2 трлн рублей.

«Когда нет возможности увеличивать расходы, единственный выход – концентрировать их на приоритетных направлениях за счет снижения расходов на неприоритетные, в первую очередь предполагается снижение расходов на пенсионную систему из-за введения новой пенсионной формулы. Такой маневр, если деньги будут потрачены более эффективно, конечно, окажется полезным», – прокомментировал Орешкин.

Еще одна статья экономии – снижение расходов на госзакупки на 5%, это оставит в бюджете 360 млрд рублей за три года. Немало средств можно сэкономить и за счет перехода к содержанию медицинских учреждений за счет средств ОМС. Доля расходов федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов на здравоохранение уменьшится с 15,7% в 2013 году до 9,7% в 2016 году, доля консолидированных бюджетов субъектов РФ – до 40,1 с 41,6%, тогда как доля расходов фондов ОМС за этот период вырастет до 50,2 с 42,7%.

Помимо этого Минфин планирует «зарезать» еще одну «священную корову» бюджета – распределить все 355,2 млрд рублей расходов, которые ранее числились по 2014 году как условно утвержденные. В 2015 году условно утвержденные расходы составят 379 млрд рублей, в 2016 году – 818,7 млрд рублей.

«Необходимость бюджетного маневра в целом обоснована – экономическая ситуация в России достаточно сложная, что, безусловно, сказывается на поступлениях в бюджет. В среднесрочной перспективе вероятен рост внутренних и внешних государственных заимствований, а также коренной пересмотр расходной части бюджета», – считает аналитик агентства «РИА Рейтинг» Андрей Манько.

Впрочем, одной экономией Минфин не ограничивается. Две недели назад, отвечая на вопрос о рекомендациях министерства по дивидендной политике, Силуанов был достаточно корректен и ратовал за дифференцированный подход: кто-то может платить меньше 25% прибыли по МСФО, кто-то продолжать выплаты по РСБУ – все зависит от ситуации в компании. Однако в четверг министр был непреклонен: все должны платить 25% прибыли группы без льгот и преференций.

Если большинство компаний с госучастием перейдет на выплату дивидендов исходя из 25% прибыли по МСФО, то доходы бюджета по этой статье возрастут в разы. Сейчас бюджет РФ получает от дивидендов госкомпаний порядка 180 млрд рублей в год. При новом порядке, скажем, РЖД будут платить почти втрое больше: дивиденды компании за 2011 год составили 4,2 млрд рублей – четверть от чистой прибыли по РСБУ; если бы эти 25% брались от прибыли по МСФО, то есть всей группы, дивиденды составили бы 45,7 млрд рублей.

Аналогичная ситуация с Газпромом: по итогам 2012 года государство получило от газового гиганта 54,415 млрд рублей дивидендов; если бы это была четверть прибыли по МСФО, а не РСБУ, то выплата была бы вдвое больше.

Сэкономленные в результате «бюджетного маневра» средства в первую очередь будут направлены на исполнение указов президента – на них в бюджете страны выделено более 2 трлн рублей за три года. В частности, средства пойдут на зарплаты бюджетникам, увеличение материнского капитала и пенсий военным, предусматривается и финансирование ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, увеличивается поддержка ряда отраслей.

Пойдут дополнительные средства и на строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань (363 млрд рублей) и ЧМ-2018 (80,6 млрд рублей). Кроме того, дополнительных денег может потребовать пенсионная реформа, в частности на стимулирование более позднего выхода на пенсию.

Неприкасаемыми в бюджете уже который год остаются военные расходы, объем которых будет только возрастать. Если в 2013 году на национальную оборону в федеральном бюджете запланировано 2,098 трлн рублей (15,7% в общей структуре расходов), то к 2016 году эта сумма вырастет на 63% – до 3,418 трлн рублей (22% от общего объема расходов бюджета). На национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2013 году будет потрачено 2,048 трлн рублей, а в 2016 году – уже 2,196 трлн рублей (рост на 9%).

Что касается социальных расходов федерального бюджета, в том числе на здравоохранение, образование и ЖКХ, то их объемы будут постепенно сокращаться и перекладываться на плечи регионов. Эксперты уверены, что это фактически означает провал социальных программ по той простой причине, что в сложных экономических условиях для регионов эта задача окажется непосильной.

«Оптимизация – это всегда плохо. Людям сначала обещают деньги, они на них рассчитывают, а потом не дают. Урезали по маленьким статьям, а увеличили по большим расходам – там, где легче воровать», – высказал свое мнение о «бюджетном маневре» директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, который работал замминистра финансов в 1993–1995 годах.

Согласно новым параметрам бюджета РФ, дефицит в 2014 году может составить 327,1 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2015 году – 455,5 млрд рублей (0,56% ВВП), в 2016 году – 543,7 млрд рублей (0,6% ВВП). Доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,520 трлн рублей, расходы – 13,847 трлн рублей. В 2015 году доходы бюджета планируются на уровне 14,780 трлн рублей, расходы – 15,236 трлн рублей. В 2016 году доходы федерального бюджета могут составить 15,831 трлн рублей, расходы – 16,374 трлн рублей.

ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version

Warning: Module 'mongo' already loaded in Unknown on line 0