ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Московский авиаузел: путь в тупик

Эксперты, выигравшие тендер на разработку стратегии развития Московского авиационного узла, оказались в сложном положении: уже сегодня все три столичных аэропорта – Шереметьево, Внуково и Домодедово – во многом исчерпали свои возможности. Выход предлагают искать в переводе чартерных и грузовых рейсов в другие подмосковные аэропорты или в увеличении интенсивности их использования, модернизировав навигационное оборудование. Но это не решает главной проблемы не только столичного авиаузла, но и всего российского транспорта: попасть из Омска в Томск можно только через Москву.

Победители тендера – консорциум консультантов из фирм Vegas Lex, Lufthansa Consulting GmbH, InfraONE и ФГУП ГосНИИ Гражданской авиации – отмечают, что три основных столичных аэропорта уже сегодня работают на пределе возможностей. Домодедово еще в 2012 году исчерпало все резервы для развития, когда аэропорт обслужил на 9,65 млн пассажиров больше, чем позволяла его расчетная мощность. Он мог бы расширить терминальные площади, но подводят подъездные пути: пропускная способность трассы А105 была исчерпана еще в 2012 году. Реконструкция дороги могла бы решить проблемы, но развязки и привокзальная площадь по-прежнему останутся «узкими горлышками». Примерно это же относится и к железной дороге, которая также не сможет обслужить растущий пассажиропоток.

Некоторым потенциалом роста обладают терминалы в Шереметьево и Внуково, которые могут обслужить соответственно на 10,26 млн и 19,51 млн пассажиров больше, чем обслуживают сегодня. Но и они сталкиваются со структурными ограничениями. Шоссе и «Аэроэкспресс» уже не могут доставить всех желающих в эти аэропорты. Шереметьево с двумя взлетно-посадочными полосами сегодня может обслужить 47 взлетов/посадок в час. Сегодня эти полосы зависят друг от друга. Если сделать их независимыми, то аэропорт сможет обслуживать 119 взлетов/посадок в час.

Однако этого недостаточно. По исследованиям консорциума консультантов, к 2030 году объем пассажирских авиаперевозок в Москве приблизится к 144 млн пассажиров в год, тогда как сегодня три аэропорта обслуживают только 64 млн пассажиров. При этом рост спроса на авиаперевозки в течение нескольких лет будет держаться на уровне 5,8%.

Но если брать проблему в комплексе, то инфраструктурный предел всех трех аэропортов – 86 млн пассажиров в год. Именно столько смогут доставить в них автодороги и железнодорожные экспрессы. При этом уже к 2021 году аэродромы московского авиационного узла будут обслуживать 119 млн пассажиров в год, что является пределом их возможностей.

В дирекции Московского транспортного узла предлагают освободить Шереметьево, Домодедово и Внуково от обслуживания чартерных и грузовых рейсов. В частности, заместитель гендиректора Московского транспортного узла Виктор Еремин уверен, что перевод большей части чартеров и грузовых рейсов в аэропорты Раменское, Ермолино, Чкаловское и Клин-5 позволит увеличить пропускную способность воздушных гаваней «большой тройки». Благодаря этому к 2025 году возможности трех аэропортов возрастут до 132 млн пассажиров в год.

Кроме того, предлагается упорядочить зональную ответственность аэропортов по направлениям. Другими словами, приспособить Шереметьево для обслуживания рейсов в западном направлении, Домодедово – в восточном, а Внуково – в южном. Это облегчит работу авиадиспетчеров.

С этим согласен президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, который уверен, что надо срочно принимать меры. Однако он обращает внимание на то, что на подмосковных аэродромах нет инфраструктуры для обработки большого количества грузов и приема пассажиров. Прежде чем использовать Раменское или Чкаловский для чартеров и грузовых рейсов, надо построить всю эту инфраструктуру.

Однако эксперт авиационной отрасли Алексей Синицкий полагает, что следует развивать Шереметьево, Домодедово и Внуково за счет внедрения современных технологий организации воздушного движения. Лондонский аэропорт Гатвик, имея одну полосу, обслуживает в год до 50 млн пассажиров за счет сокращения интервалов бесступенчатой посадки до 50 секунд и внедрения современных технологий управления. «Всю Московскую область новыми полосами не застроишь. Нужен интенсивный, а не экстенсивный путь развития МАУ», – приводит слова Алексея Синицкого интернет-портал Gudok.ru.

Конечно, столичный авиаузел можно было бы разгрузить, снизив число транзитных пассажиров. Однако решение этой проблемы лежит не столько в сфере транспорта, сколько в сфере регионального развития. Но это уже совсем другая стратегия.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version