ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Нефтесервис: заказчик всегда прав

На днях в Госдуме РФ прошло заседание Консультативного совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности. Обсуждалась ситуация на российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования.

Мероприятие можно считать прямым продолжением совещания, которое прошло 7 июня в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадскогопод председательством министра энергетики Александра Новака и главы совета Союза нефтегазопромышленников России, председателя Комитет по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Юрия Шафраника. Тема была одна – сложное положение компаний, занятых нефтесервисом и производством бурильного и эксплуатационного оборудования для нефтедобычи.

Объем этого рынка в России не мал и достигает 25 млрд долларов. Однако российским компаниям приходится сталкиваться с конкуренцией со стороны «большой четверки» западных производителей – Schlumberger, Baker Hughes, Weserford, Halliburton. При этом российские добывающие компании стали заказывать оборудование в Китае. В результате началось снижение заказов, падают объемы производства бурового оборудования.

Падение очень внушительное: если в 1990 году предприятия группы «Уралмаш» производили в год порядка 350 бурильных установок, то в 2012 году было выпущено всего 30. При этом износ действующего отечественного оборудования превышает 70%.

Однако добывающим компаниям обновлять оборудование накладно: кредиты дороги, заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую модернизации, платежи задерживаются, а слишком краткий срок контрактов – всего год – не позволяет осуществлять долгосрочное планирование деятельности.

Поэтому Консультативный совет должен был выдать продуманные и обоснованные рекомендации. Выступающие предлагали от краткосрочных контрактов переходить к долгосрочным 3-5-летним договорам с заказчиками. Кроме того, на взгляд участников совета, изменить сложившееся в отрасли положение поможет уменьшение размеров максимальных штрафных санкций для подрядчиков и включение в контракты инвестиционной составляющей.

Здесь, правда, есть риск попасть в своеобразные ножницы: такие пункты хороши для сервисных компаний, но почти наверняка вызовут вполне предсказуемое противодействие компаний добывающих.

Не обошлось и без уже ставших привычными в последние годы призывов ввести господдержку отечественного производителя, в том числе организовать выдачу дешевых кредитов под производство профильного оборудования. Возможно, сейчас с изменением общего взгляда на использование государственных средств для развития экономики страны они будут услышаны. Кроме того, есть необходимость разработать госпрограмму утилизации устаревшего бурового оборудования.

Участники заседания отмечали, что налицо явная несогласованность между заказчиками и подрядчиками. Компании, научное сообщество и другие заинтересованные стороны предлагают порой не совсем то, что нужно рынку. Кстати, такие упреки в адрес отечественных компаний звучат уже не в первый раз. Валерий Артеменко, замначальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома, отметил, что компания готова работать с отечественными производителями бурового оборудования, но при условии, что оно будет не хуже по качеству и не дороже по цене, чем западное. По его словам, Газпром не готов авансировать перевооружение технического парка своих подрядчиков без гарантий того, что они и дальше будут производить работы для компании. Заметим, что при этом компания активно инвестирует в собственные сервисные структуры, а с другими готова работать на рыночных условиях… Говорить об этом можно сколько угодно, но монополист всегда может сделать свой выбор.

Это лишний раз подтвердила и дискуссия, возникшая в ходе заседания. Подрядчики приводили в пример власти Китая и Норвегии, которые поддерживают отечественных производителей оборудования и услуг в области нефтегазового рынка, способствуют выдаче дешевых кредитов и вводят ограничение импорта в этой области, в том числе за счет применения мер таможенного регулирования.

Заказчики в свою очередь уверяли, что готовы поддерживать отечественного производителя. Но только при условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не хуже западных и при этом сам вложится в модернизацию своего оборудования. Добывающие компании готовы финансировать только свои сервисные структуры. Подрядчики же пеняли на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными компаниями и ценовой демпинг со стороны заказчиков.

Аналогичное расхождение обнаружилось и в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики хотели бы долгосрочных контрактов на 3-5 лет, а заказчики пока готовы заключать договоры максимум на год. Правда, на словах они не прочь перейти на 2-3-летние соглашения.

Представители заказчиков и подрядчиков, а также чиновники и экспертное сообщество были солидарны в том, что господдержка нефтесервиса необходима, но полного консенсуса в том, какой она должна быть, достичь не удалось. Большинство выступающих были солидарны в том, что необходимо создавать в российских профильных вузах условия для подготовки высококвалифицированных отраслевых кадров. В остальных вопросах потребности рынка, особенно со стороны подрядчиков, выглядят более масштабными, чем возможности государства их осуществить. По итогам обсуждения принята резолюция. Однако с ней согласны далеко не все участники совещания.

 Владимир Лесной
Подготовил Станислав Козак,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version

Warning: Module 'mongo' already loaded in Unknown on line 0