ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Региональной политике нужно экономическое обоснование

Отношения российского центра и регионов никогда не были простыми. Принятый в 2003 году закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-ФЗ) на какое-то время показал, в каком направлении им следует развиваться. Но уже 10 лет спустя регионы считают, что нужен новый закон. Что касается научного сообщества, то в нем отмечают отсутствие экономических обоснований для тех или иных решений, затрагивающих отношения федерального центра и регионов. Об этом шла речь на недавнем заседании «Меркурий-клуба» под председательством академика РАН Евгения Примакова.

Экономико-правовые основы федеральных отношений, являясь важнейшим условием эффективного функционирования всей системы государственной власти, развиваются бессистемно, не имеют экономически осмысленной и юридически выверенной стратегии на долговременную перспективу, считает и. о. заведующего Центром исследований федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд.

Начатая 10 лет назад так называемая федеративная реформа пребывает в коме. Отсутствие начального целеполагания привело к тому, что сегодня вообще трудно определить, завершилась ли она или еще продолжается, и если да, то чего от нее еще можно ожидать. Один из векторов реформы – укрупнение регионов – в отсутствие четкой экономической мотивации тоже зашел в тупик. «Я не против укрупнения регионов, – подчеркнул Е.Бухвальд. – Но за последние 10 лет не было ни одного четкого экономического аргумента в пользу укрупнения. Интересно: если мы возьмем два региона-середнячка и объединим их, то можно ли будет утверждать, что из двух бедных регионов получится один богатый?»

Экономически серьезная и мотивированная концепция укрупнения регионов должна стать одной из составляющих стратегии развития российского федерализма, уверен он.

Говоря об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований при распределении так называемых поощрительных межбюджетных трансфертов, ученый заметил, что ни один показатель не соответствует понятию эффективности как соотношению затрат и полученного результата. По его мнению, сама идея стимулирования органов субрегионального уровня власти через систему поощрительных трансфертов тоже неэффективна. Нужно стимулирование через систему расщепления наиболее важных, наиболее значимых с экономической точки зрения налоговых доходов.

В плане перераспределения полномочий практика правового регулирования движется от принципа «разрешено только то, что разрешено» к принципу «разрешено всё, что не запрещено». В принципе это – один из лейтмотивов серьезной эволюции 131-го закона о местном самоуправлении. Теперь органы местного самоуправления вправе исполнять любые полномочия, если это не запрещено какими-то федеральными законами. Но, к сожалению, реальность такова, что происходит несовпадение между формально разрешенными управленческими полномочиями и бюджетными расходами, которые по-прежнему построены по принципу «разрешено только то, что записано в Бюджетном кодексе РФ и бюджетной классификации».

В свою очередь проректор по научной и инновационной деятельности Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Валентей обратил внимание на тот факт, что в последние 11 лет экономическое пространство страны практически не развивается. Если раньше существовало 47 регионов с рейтингом ниже среднего и с рейтингом выше среднего, то сегодня их 55. Значит, в экономике что-то происходит. Если раньше у нас было 45 стагнирующих регионов, то теперь их 47.

Об этом говорят результаты исследований, которые в течение двух лет проводились в Плехановском университете. Авторы его попытались определить, что нужно предпринимателю для того, чтобы пойти в конкретный регион, а также при каких условиях в конкретном регионе останется квалифицированная рабочая сила.

Если и в будущем осуществлять инновационную политику теми методами, которыми она сейчас осуществляется, то возникнет несколько инновационных монбланов с пустыней вокруг, утверждает С. Валентей.

Результаты исследования отчетливо показали, что сама по себе стратегия выстраивания региональной политики по некоей единой модели ошибочна. Невозможно в условиях большого разнообразия выстраивать единую политику. А для начала надо определить, что есть экономический рост регионов и что есть экономическое развитие регионов, так как экономический рост некоторых субъектов Федерации не всегда связан с их экономическим развитием. Но таких исследований, к сожалению, не проводится.

При такой ситуации экономика просто не может развиваться, считает С. Валентей. Будут развиваться только точки роста. Поэтому надо создавать новую концепцию регионального развития Российской Федерации.

Анна Соколова,
ТПП-Информ

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version