ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Теоретические основы и задачи бюджетной политики

Руководствуясь принципом необходимой лаконичности дефиниции, экономисты предлагают определение бюджетной политики как совокупности задач, решений и мер, принимаемых и осуществляемых органами власти в сфере бюджетных отношений, то есть сосредоточивают внимание на бюджетной политике как важной степени текущих и перспективных программ бюджетного управления. В научной литературе приводятся различные определения сущности бюджетной политики и вариативные интерпретации термина «бюджетная политика» как налогово-бюджетная, бюджетно-налоговая, финансово-бюджетная, фискальная. Исходным критерием доминантой и главным вектором бюджетной политики является финансово-экономическая доктрина.

Важнейшие задачи бюджетной стратегии: определение приоритетов развития бюджетной сферы, разработка научных подходов по совершенствованию сферы управления бюджетной системой; контроль объемов государственных расходов, управление долгом; регулирование дефицита (профицита) бюджета и межбюджетных отношений. В экономической литературе эти задачи детализируются и модифицируются, логика формирования стратегии бюджетной политики подчиняется общей модели принятия важных решений по мировым стандартам. На формирование бюджетной политики нового качества и эффективного механизма успешной реализации ее тактических и стратегических целей влияют внешние и внутренние факторы, которые могут способствовать экономическому прогрессу, сдерживать приоритетное тенденцию или противоречиво сказаться на инновационной системе управления государственными финансами. Концептуальной основой бюджетной политики выступает система принципов. В современной научной литературе отсутствуют единые подходы к трактовке их сущности. Одни пределяют такие основные принципы, как равновесие, преемственность, прозрачность, эффективность, прогрессивность. Другие к ним относят: объективность; преемственность; обязательность; гласность; рациональность; эквивалентность. Для достижения целей бюджетной политики государство использует различные методы: анализа ситуации (общие, специальные, особые) формирование бюджетной политики (традиционные, заимствованные, с незначительным и длительным лагом) реализации бюджетной политики (региональные, отраслевые, прямые, косвенные) оценки эффективности бюджетной политики (последовательные, периодические, косвенные, непосредственные). Развитие общества в результате развертывания процессов глобализации и трансформации требует формирования бюджетной политики нового качества и эффективного механизма реализации ее стратегических и тактических целей. Поэтому бюджетная политика должна формироваться и воплощаться в жизнь на научных основах, соответствовать социально-экономической стратегии государства и национальным интересам общества.

Концептуальные основы построения эффективной модели бюджетной политики свидетельствуют о разноплановости ее видов, принципов и методов реализации. Основой бюджетной политики являются бюджетные отношения, которые определяют ее содержание и задачи. Доминантой, исходным критерием и главным вектором ее является бюджетная доктрина. Бюджетная стратегия реализуется в диалектическом единстве с бюджетной тактикой. Теоретическая концептуализация классификации составляющих бюджетной политики разноплановая. В зарубежной и отечественной экономической литературе отсутствуют единые подходы к обоснованию содержания бюджетной политики, выдвинутые различные определения и интерпретации этого термина. Широкий круг исследований сущности бюджетной политики различными учеными свидетельствует о неоднородности, сложности, уникальности, особенности этой политики. Практическое внедрение научных концепций бюджетной политики будет способствовать качественной реализации мероприятий стратегического и тактического характера, подъему экономики, финансовой стабильности страны в ближайшей и отдаленной перспективе.

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version