Новое биомедицинское исследование позволило глубже заглянуть в секреты клеток

Понимание процесса перехода клеток организма из одного состояния в другое – например, как определённые клетки развиваются в многоклеточные организмы – может стать широким шагом в сторону понимания биологических процессов в целом. Этот шаг может открыть двери к новым достижениям медицины, биоинженерии и связанных с ними областей.
Междисциплинарная команда исследователей из Государственного Университета Аризоны и Имперского Колледжа Лондона сообщает о прогрессе в процессе понимания фундаментальных основ «определения судьбы клетки» в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Статья называется «Создание процесса регулируемой детерминации судьбы случайных клеток» (Engineering of regulated stochastic cell fate determination) и доступна для ознакомления в Интернете.Определение направления развития клеточного материала связано с механизмами, посредством которых клетка «решает», в какую сторону она направится в процессе промежуточного преобразования. Используя математическое моделирование и техники синтетической биологии, исследователи создали искусственную сеть генов (коллекцию сегментов ДНК в клетке, которые взаимодействуют друг с другом) и внедрили их в клетки в лабораторных условиях.
После этого медики смогли пристально понаблюдать за происходящим в отдельных клетках посредством электронного микроскопа в момент, предшествующий переходу клетки в новые состояния. Изучение процессов, происходящих на этом этапе, даст возможность фундаментального улучшения понимания основ биологии, по словам биомедицинского инженера Ксиао Ванга (Xiao Wang), ведущего автора публикации.
«Изучив механизм, определяющий направление развития клетки, мы сможем создавать генные сети или устройства, которые будут выполнять необходимую нам биологическую работу. К видам этой работы могут относиться создание клеток, вырабатывающих лекарственные вещества, ликвидация больных клеток или создание клеток, функционирующих как сенсоры для обнаружения наличия в организме вредных факторов и неисправностей».
Исследовательская группа изучает взаимодействия на молекулярном уровне в пределах последовательностей ДНК клеток, посредством которых одни гены взаимодействуют с другими. Это помогает отследить процесс клеточного развития и понять, что движет им в определённом направлении у определённых клеток. «Наше исследование основывается на изучение сложных генных сетей и сложного клеточного поведения и может стать базисом развития биоинженерной науки».