ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Роскосмос выяснил, почему падают «Протоны»: ракету-носитель неправильно сконструировали

1743140_20150529214715Роскосмос назвал причину аварии ракеты-носителя «Протон-М», стартовавшей с Байконура 16 мая. Эксперты космического агентства пришли к выводу, что к крушению привел отказ рулевого двигателя третьей ступени, говорится в заявлении, которое опубликовано на официальном сайте ведомства. В прошлом году «Протон» тоже падал, и по той же причине, но тогда эксперты не догадались, что проблема имеет общий характер.

Как говорится в пресс-релизе, комиссией был проведен «анализ процесса изготовления РН «ПРОТОН-М» и ее составных частей, процесса приемки, транспортировки, подготовки и испытаний, а также телеметрической и внешнетраекторной информации РН». Выяснилось, что отказал рулевой двигатель третьей ступени. Причиной этого, как полагают специалисты, стали «повышенные вибронагрузки, вызванные увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата». Дисбаланс, в свою очередь, вызван «деградацией свойств его материала под действием высоких температур и несовершенством системы балансировки», сделали вывод эксперты.

По их словам, проблемы заключены в конструкции механизма. «Отказ имеет конструктивный характер», — отмечается в отчете. Был выявлен «ряд несоответствий в системе менеджмента качества предприятий», говорится в пресс-релизе.

Теперь создатель «Протона» — Центр имени Хруничева — разрабатывает план по устранению причин аварии. В числе прочего предполагается заменить материал вала ротора ТНА, доработать методику балансировки ротора, а также модернизировать крепление рулевого двигателя к раме маршевого двигателя. Дату следующего запуска «Протона» в Роскосмосе обещали назвать в июне 2015 года.

Генконструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил ТАСС, что этот же конструктивный недостаток стал причиной аварии «Протона» еще в 1988 году. «Мы будем менять наиболее уязвимые и болезненные точки. Как мы понимаем, агрегат болел давно, с 1988 года», — сказал он. По его словам, после анализа ситуации в 1988 и 2015 годах наблюдается схожая картина. «Замене и усовершенствованию будут подлежать не только части турбонасосного агрегата, но и та конструкция, которая его крепит», — сказал Медведев, отметив, что она, как оказалось, воздействует на вибронагрузки.

Он пояснил, что тогда, в 1988 году, авария квалифицировалась как обрыв трубки. «Это следствие. Мы считаем, что с учетом новой информации — это повышенная вибрация», — резюмировал представитель Центра.

Отметим, ранее, после нескольких инцидентов вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует космическую промышленность, жаловался, что отечественные инженеры используют устаревшие методы: «до сих пор на кульмане работают». Он назвал аварии с «Протонами» следствием системного кризиса в космической отрасли. Рассматривались и другие варианты причин аварий, вплоть до диверсии.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником связи MexSat-1 стартовала с космодрома Байконур утром 16 мая. На 498-й секунде полета, за минуту до отделения космической головной части от ракеты-носителя, прошла команда на аварийное выключение двигателя.

В этот же день в 2014 году с Байконура стартовала такая же ракета-носитель с российским спутником связи «Экспресс-АМ4R». Как позднее сообщил председатель межведомственной комиссии Александр Данилюк, основной версией причины той аварии стало нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени — это та же самая проблема, которую обнаружили в этом году.

Ранее, 18 августа 2011 года, «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» не смогли вывести на орбиту российский спутник связи «Экспресс-АМ4″. Тогда сбой произошел на участке работы «разгонника». За год до этого, 5 декабря 2010 года, ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-3 не смогла вывести на орбиту три космических аппарата типа «Глонасс-М».

Использующиеся для вывода на орбиту спутников ракеты «Протон-М» неудачи преследуют с 2010 года. Тем временем Министерство обороны РФ подало к предприятию иск на 1,8 млрд рублей. Он связан с авариейракеты-носителя «Протон» в 2013 году. Тогда причиной катастрофы следствие назвало ошибку, допущенную при сборке носителя: датчики угловых скоростей были установлены сотрудниками Центра Хруничева задом наперед — «с поворотом на 180 градусов от штатного положения».

Ранее следственные органы возбудили уголовное дело о растрате 212 млн долларов в Центре имени Хруничева, среди фигурантов которого якобы значится главный конструктор и бывший генеральный директор Владимир Нестеров. Кроме того, 25 мая Басманный суд отправил поддомашний арест первого обвиняемого по делу о хищении более 285 миллионов рублей Центра — Дмитрия Дьяконова. На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что против бывших сотрудников центра заведены восемь уголовных дел: «вскрыты акты мошенничества, злоупотребления полномочиями, подделки документов, что в результате нанесло предприятию экономический ущерб свыше 9 млрд рублей«.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version