В Солнечной системе могут появиться новые планеты

В Солнечной системе могут появиться новые планеты, а два только что открытых квазара грозят перевернуть всю теорию развития Вселенной.
На днях участники проекта Deep Ecliptic Survey объявили об открытии объекта 2001 КХ76, оборачивающегося вокруг Солнца в составе так называемого Пояса Куипера. До сих пор считалось, что этот участок Солнечной системы, простирающийся дальше орбиты Нептуна, состоит из мелких отбросов, оставшихся после формирования планет.

По некоторым оценкам, новый объект имеет около 1200 километров в диаметре, что сравнимо с диаметром Харона — спутника Плутона. С 1992 года в Поясе Куипера обнаружено более 400 тел. Однако, по словам Роберта Миллиса, директора Обсерватории имени Лоуэлла, «воодушевляет то, что это открытие показывает: в Поясе Куипера вполне могут попадаться довольно крупные тела». Астрономы полагают, что им удалось обнаружить лишь вершину айсберга и они смогут открыть несколько тел планетарных размеров. В скором будущем исследования Пояса могут уточнить и расширить представления о размере и составе Солнечной системы.

Но ученые не ограничиваются Солнечной системой. Научный интерес достиг одной из самых близких к нам звезд — Альфы Центавра (нас отделяют «всего лишь» 4 световых года). Теперь эта звезда дает ученым возможность подтвердить давно бытующие представления о внутренних процессах в звездах.

Вот уже несколько десятков лет известно, что поверхность Солнца колеблется под действием звуковых волн, которые возникают внутри звезды. Астрономы широко используют прохождение звуковых волн сквозь Солнце для изучения его строения. Принцип тут тот же, что при использовании сейсмических волн. Однако до сих пор не удавалось применить этот исследовательский метод к другим звездам.

В мае астрономы из Южной европейской обсерватории провели серию наблюдений Альфы Центавра с помощью телескопа им. Леонарда Эйлера, расположенного в горах Чили. Астрономы Франсуа Буши и Фабиен Карриер установили, что звезда колеблется с частотой раз в семь минут, что чуть больше периода колебания Солнца. Это подтверждает еще раз, что Альфа Центавра очень близка к Солнцу не только пространственно, но и по своим характеристикам. Все это открывает дорогу для полноценного развития молодой науки — астросейсмологии — которая сосредоточит свои усилия на изучении звезд солнечного класса.

В то же время усиливается косвенное использование Интернета в астрономических исследованиях. Группа американских и австралийских ученых предоставила своим коллегам доступ к результатам наблюдений по проектам Sloan Digital Sky Survey (SDSS) и 2MASS (2-Micron All Sky Survey). Наблюдения по первому проекту уже привели к неожиданным результатам. Были открыты два квазара, которые являются самыми отдаленными от нас объектами во Вселенной. Кроме того, эти квазары должны были возникнуть на довольно ранней стадии ее развития, что не находит должного объяснения в общепринятой теории образования объектов во Вселенной.

Проект SDSS призван каталогизировать более 100 тысяч квазаров. Пока что зарегистрировано около 13 тысяч квазаров. При этом, поскольку квазары находятся на значительном расстоянии, а их излучение довольно сильно, они «просвечивают» пространство, помогая ученым исследовать галактики, находящиеся между квазарами и Землей. Так, косвенным выводом из наблюдений по SDSS являются данные, подтверждающие ячеистую структуру распределения галактик во Вселенной. Они располагаются не равномерно, а группируются в скопления или ячейки, которые, в свою очередь, составляют более крупные ячейки.

Одно из самых последних астрономических открытий было сделано с помощью ставшего уже легендарным орбитального телескопа «Хаббл». Группа астрономов во главе с Калиаш Саху из американского Научного института космических телескопов обнаружила в звездном скоплении М22, отстоящем от нас на расстоянии 8500 световых лет, объекты планетарного размера. Любопытно, что при этом ученые использовали так называемые гравитационные линзы. Они действуют, когда свет от более далекой и яркой звезды проходит вблизи менее яркого объекта. При этом свет на некоторое время усиливается.

Астрономы наблюдали такое временное усиление яркости определенных звезд в скоплении не один раз. Малый период (до 20 часов), в течение которого усиливался свет от звезд в глубине М22, указывал на малый размер объектов, создававших эффект гравитационной линзы. Согласно расчетам, их масса не должна превышать массу Земли в 80 раз. Если открытие удастся подтвердить, это будут самые малые когда-либо зафиксированные небесные тела, которые не вращаются вокруг определенной звезды. Ученые полагают, что речь может идти о планетах, когда-то сорванных со своих орбит. Теперь они «бродяжничают» по звездному скоплению, помогая землянам раскрывать тайны Вселенной.