ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Подходы к оценке качества высшего образования

В зависимости от исторически сложившихся укладов управления в системах образования в разных странах существует больший или меньший уровень централизации управления образованием. По уровню централизации управления можно выделить две основные системы оценки высшего образования: 1. Децентрализованное. Оценивание проводится учебными заведениями и фактически является самооценкой, направленной на внутренний анализ и улучшение деятельности вуза. Кроме того, в некоторых странах обычно существует общественный контроль (США, Филиппины, Тайвань). 2. Централизованное. Регулировка и оценки осуществляется в основном государственными органами управления образованием (европейские страны и страны СНГ). В государствах с централизованной системой управления образованием функции мониторинга и оценки (лицензирование, аккредитация, аудит, сертификация и т.д.) выполняют соответствующие государственные ведомства, а в странах с менее централизованной системой — высшие учебные заведения и общественный контроль в виде определенных ассоциаций, объединений, других организаций. Основные отличия европейских систем оценки высшей школы от американской системы заключаются в полномочиях правительства, формулировании целей. Мониторинг и оценка качества образования могут организовываться на разных уровнях, а именно: 1. Международный. 2. Национальный. 3. Региональный. 4. Локальный. 5. По направлению. 6. Внутренний (для одного вуза, факультета, кафедры, специальности или направления подготовки). По частоте проведения оценки выделяют разовое, периодическое и систематическое, по уровню управления — стратегическое, тактическое и оперативное, за этапом жизненного цикла образовательных услуг — входное, промежуточное (или текущее) и исходное (или итоговое) оценивание, по степени охвата — выборочное и сплошное . Существуют также другие признаки, по которым можно классифицировать оценки, но более важным вопросом является то, что именно оценивать и кто выступает оценщиком, то есть субъекты и объекты оценки. Субъектами оценивания выступают: 1. Высшие учебные заведения: проведение самооценки (например, с целью самосовершенствования, в рамках системы управления качеством). 2. Заказчики заинтересованные стороны: a. государство — лицензирование, аккредитация и т.д..; b. выпускники / студенты / абитуриенты и их родители — выборочный опрос, независимое оценивание ассоциациями выпускников; c. бизнес-среда — независимое оценивание ассоциациями предприятий, выборочный опрос предприятий, где трудоустроены выпускники; d. академическая среда — привлечение отдельных экспертов, выборочные опросы, оценки ассоциациями учебных заведений; e. общественные организации и другие объединения — оценка, мониторинг, рейтингование, аккредитация. 3. Третьи стороны (например, сертификация, привлечения независимых экспертов и заинтересованных лиц, независимые агентства по контролю и оценке качества). Для получения более полной и достоверной информации могут быть использованы различные комбинации субъектов. Их выбор зависит от требуемой информации и цели конкретной оценки. Объекты оценки можно разделить:

1. Потенциал вуза ( профессорско-преподавательский состав, информационное, библиографическое, методическое обеспечение и т.д.)..

2. Деятельность учебного заведения (оценки процессов, стратегии и политики вуза, взаимодействия с внешней средой и т.д.).

3. Результаты деятельности (оценки студентов, выпускников, уровня трудоустройства и заработной платы, оценки результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателей и учебных заведений в целом).

Поделиться в соц. сетях

Оставить Ответ


Switch to mobile version